МИБС 15 лет (ЧАСТЬ 1)
Как все начиналось (часть 1)
Ровно 15 лет назад, 23 августа 2003 года, центр магнитно-резонансной томографии на Удельном проспекте принял своего первого пациента. По сути, в этот день родился Медицинский институт им. Березина Сергея – МИБС. Эта короткая аббревиатура сегодня известна по всей стране и за ее пределами.
Но в начале 2000-х группа энтузиастов, решившая поставить первый в стране частный магнитно-резонансный томограф, вряд ли предполагала, что всего за полтора десятка лет будет пройдена дорога от единственного аппарата МРТ до первого российского Центра Протонной Терапии. МИБС, с момента создания взявший вектор на стремительное высокотехнологичное развитие, сумел добиться таких впечатляющих результатов только благодаря слаженной работе команды, которая росла все эти годы.
К сожалению, сегодня с нами нет идейного вдохновителя и одного из основателей компании. Сергей Березин трагически погиб через полтора года после открытия первого центра МИБС… Но по сей день в компании работают люди, помнящие, «как все начиналось», некоторые из них поделились своими воспоминаниями.
Аркадий Столпнер, председатель правления МИБС, к.м.н.:
«Мы выбрали правильный вектор – на перманентное развитие»
Часть будущей команды МИБС начала складываться еще в конце 1980-х – начале 1990-х, когда мы с моими партнерами только входили в бизнес. Среди проектов были интересные, связанные с высокими технологиями, но мне всегда хотелось заняться тем, на что учился – медициной.
В 2003 году пришел ко мне мой однокашник, Михаил Школьник, и сказал: «Ты все время говоришь, что хотел бы вернуться в медицину. Есть проект». И привел Сергея Березина – с блестящей идеей и с бизнес-планом. Ни о какой сети диагностических центров на тот момент речи не шло: Сергей предлагал создать один кабинет магнитно-резонансной томографии и начать делать то, что он умел — принимать пациентов. В то время на пятимиллионный Петербург было всего пять машин, и очередь на исследования составляла больше 4-х месяцев.
Я сходил в один из центров, убедился, что услуга очень востребована, и решил войти в проект. Все, что было заработано за предыдущие пятнадцать лет, было вложено в центр МРТ на Удельной. Эффект превзошел все ожидания: буквально через две недели мы принимали по пятьдесят человек в день. Рынок был абсолютно пустой, и следующие пять лет мы стремительно росли.
Самой большой сложностью и главным ограничителем роста был подбор кадров. Причем трудно было найти и медицинский персонал, и инженерный, и обслуживающий.
С врачами, знающими МРТ, было особенно трудно. В городе тогда было не более десятка специалистов этого профиля, работавших, как и Сергей Березин, в государственных клиниках. Сережу уверяли многие коллеги, что с радостью будут сотрудничать с частным центром после его открытия. Но только 23 августа мы открыли кабинет на Удельном проспекте и приняли первого пациента, а 24 августа Сергея уволили с предыдущей работы, и очередь из желающих работать у нас рассосалась мгновенно.
Выход был один – учить самим. Сергей Березин и его наставник Владимир Николаевич Зейдлиц начали обучать молодых врачей – рентгенологов работе на магнитно-резонансном томографе. Основным критерием отбора в 2003 году и на многие годы после было требование, чтобы человек никогда не сидел на МРТ до прихода к нам, потому что лучше никакого опыта, чем плохой. Второе требование, которое мы предъявляем к кандидатам до сих пор – это желание постоянно развиваться и расти; Сережа с самого начала задал высокую планку и ориентировал нас на внедрение новых методов визуальных исследований, которые еще не применялись в стране.
Так в команде в первый год работы МРТ на Удельной появились первые специалисты – Куплевацкий, Руденко, Лановенко, Залозная… Не все сразу стали работать врачами, но именно эти люди с нами с первого дня и именно они продолжили школу Сергея, подготавливая специалистов для новых центров, открывающихся один за другим. За полтора десятка лет мы обучили более 400 врачей.
Когда-то, в начале 2003 года, я оценил перспективность идеи с точки зрения бизнеса, и понимал, что эффективность может быть очень высокой. Но, если честно, я не мог и предположить, что наш первый кабинет МРТ на Удельной за пятнадцать лет вырастет в международную сеть из почти 100 диагностических центров, Онкологическую Клинику и Центр Протонной Терапии. Просто мы все оказались в нужное время в нужном месте и выбрали правильный вектор на перманентное развитие.
Наталья Березина, управляющий партнер, главный врач МИБС, к.м.н.:
«Мы — семья и сильны именно этим»
Сережа горел идеей создания собственного диагностического отделения сколько я его помню. Он был очень талантлив, харизматичен и настойчив, но быть грамотным врачом и отличным педагогом, не значит быть удачливым бизнесменом. Как раз ни предпринимательского опыта, ни стартового капитала на осуществление этой, как мне тогда казалось, безумной мечты, у нас не было. Зато говорили мы об этом много, даже слишком. Вся серьезность происходящего мне стала очевидна, когда у Сергея появился бизнес-план. Наверное, все недостатки этого документа по части математики просто компенсировались горящими глазами Сережи, его преданностью любимой работе и великолепным знанием тех процессов, которые должны происходить в диагностическом отделении. В любом случае, Аркадий ему поверил, и мне ничего не оставалось, как соответствовать. Кстати, после первой, весьма непродолжительной встречи с Аркадием, я уже не сомневалась, что мы обязаны попробовать — именно тогда я с открытыми глазами включилась в это безумие!
Начался очень тяжелый период: Сережа работал в ЦНИРРИ с той же интенсивностью, как и прежде, но чем ближе была дата открытия нашего центра, тем больше «сюрпризов» нас ожидало. Первая машина, которую мы так ждали, приехала «мертвой»; те коллеги, которые дали свое предварительное согласие участвовать в проекте, в самый последний момент отказались; с основной работы уволили; с кафедры, на которой Сергей преподавал, позвонили с требованием написать заявление… Отвернулись все, кто улыбался ранее, а Березин с язвой желудка день и ночь проводил на Удельной. Отступить было невозможно, и я старалась помогать, как могла. А в 2004-м, уже после открытия второго отделения на Костюшко, мне поручили свой маленький проект — отделение неврологии и эпилептологии, которое мы c Надей Королевой создавали с нуля.
В 2005-м Сережи не стало, и тогда моя жизнь разделилась на «до» и «после». Естественно, думать ни о какой работе я не могла. Аркадий дал мне время, сколько потребуется; но каждый день теребил меня, возвращая к каким-то простым, а потом и не очень, задачам. Они вместе с Виктором просто сделали мое ежедневное присутствие в рабочих процессах таким естественным, что я уже не могла никого подвести. Мы втроем никогда не договаривались о том, кто и что делает, кто за что отвечает — каждый знал, чем он должен заниматься и просто делал свою часть работы. Как будто так было всегда. Сейчас и не представить иного. Порой было очень непросто: мы так стремительно развивались, что зачастую приходилось решать помногу задач одновременно и бегом. Я многому научилась, мы все постигали что-то новое, и теперь я — совсем другая. Но до сих пор я иногда могу представить, как бы поступил Сергей в том или ином случае, и это помогает мне в принятии решений. Так что он с нами все это время.
Но самое главное, что все наши проекты, и Удельная, и любой из региональных, и Клиника или Протонный Центр, не состоялись бы без той команды, что есть сейчас. Я помню, как меня поддержали те, с кем мы начинали в 2003-м, последователи Сергея. Никогда не забуду слова Володи Куплевацкого: «Если тебя не будет в МИБС, я тоже уйду»… Наши отношения внутри коллектива бесценны, все лишнее, как и случайные люди, отваливались сами и так будет всегда. А те, кто остаются, каждый день доказывают свою преданность. Мы — семья и сильны именно этим. Между собой мы часто вспоминаем о том, сколько всего пережито. Это правда. Но у нас, как у компании, все только начинается!
Виктор Екимов, управляющий партнер МИБС:
«Совещались ровно пять минут»
Мы работали вместе с Аркадием с начала 1990-х: как он сам говорит «как сели в одну байдарку в студенчестве (оба занимались гребным спортом), так с тех пор и гребем».
За десять лет у нас было несколько проектов, в основном – успешных: и высокотехнологичное производство, и торговля товарами народного потребления. Так нашей командой был заработан первый миллион долларов.
Но в начале 2000-х пришло ощущение, что пора что-то менять, искать новую концепцию развития. Тогда-то к Аркадию пришел Сергей Березин со своей замечательной идеей, хотя ему до нас уже отказали в трех или четырех местах.
Мы собрались вместе, Березин показал бизнес-план, что-то рассказывал, доказывал. Я ничего на тот момент не понимал в медицинском бизнесе, но доверился интуиции Столпнера. Мы ушли в соседний кабинет и совещались ровно пять минут. Решили рискнуть — вложить все заработанное в первый в стране частный центр МРТ.
Первые шаги давались непросто, но с 2004 года развитие стало стремительным – пошли региональные проекты. Тогда еще никто не знал, как организовать бизнес в регионах; как лучше работать – с партнерами или без… Я просто проехал по тем городам, которые знал, стараясь найти поддержку и людей, которым можно доверить создание центра. Начали с Твери — это мой родной город. А дальше был ряд городов по маршруту, которым обычно ездил: Воронеж, Ростов, Краснодар, Волгоград…
Самое сложное в то время было найти людей: как управленцев, на которых можно положиться на местах, так и медицинский персонал — врачей-рентгенологов и операторов, соответствующих заданным в МИБС стандартам. Наверное, это был главный тормоз развития нашей сети, хоть и росли мы в те годы с бешеной скоростью.
Сейчас перед нам другие задачи — центры МРТ открываем за пределами страны, в Беларуси, в Киргизии, а в РФ строим центры ядерной диагностики, перешли на новый виток развития. Считаю, что это единственный правильный путь: бизнес должен развиваться, иначе — стагнация и смерть.
Другие новости
- «МИБС-Оренбург» на «Маршруте здоровья»
«МИБС-Оренбург» принял участие в акции «Маршрут здоровья», проходившей в минувшую субботу в парке имени 50-летия СССР.
- Встреча с Министром здравоохранения Республики Бурятия
Региональный директор Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС) Михаил Бородянский встретился с министром здравоохранения Республики Бурятия Дамбинимой Самбуевым.
- Доклады МИБС на Школе ISRS в Китае
Медицинский физик МИБС к.б.н. Ирина Зубаткина была единственным приглашенным из России лектором на ISRS Educational Course, который проходил в Китае в городе Тяньцзинь. В своих выступлениях Ирина Зубаткина осветила две темы: лечение рецидивов злокачественных глиальных опухолей с помощью методов радиохирургии и лечение меланомы сосудистой оболочки глаза на Гамма-Ноже.